РУ БЕ EN

Методические указания по разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса

Приложение

к письму Министерства образования

Республики Беларусь

от 11.06.2024 № 06-01-14/6880/дс/

 

Методические указания по разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса

СОДЕРЖАНИЕ

  1. I. Общие положения.
  2. II. Требования к оформлению программы объединения по интересам.

 

III. Структура программы объединения по интересам.

 

  1. IV. Приложение 1 (примеры оформления титульного листа программ объединений по интересам).

Приложение 2 (перечень нормативных правовых документов в сфере дополнительного образования детей и молодежи). 

  1. I. Общие положения

Настоящие методические указания разработаны с целью выработки единообразных подходов к практическому применению требований  постановления Министерства образования Республики Беларусь 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи» и на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований», постановления Министерства образования Республики Беларусь от                  3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися, постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи» (в ред. постановления от 1 сентября 2022 г. № 318), иных актов законодательства.

При организации образовательного процесса целесообразно также использовать Инструктивно-методическое письмо по организации дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году (от 9 сентября 2022 г. № 05-01-14/8987/дс/), руководствоваться приказом Министра образования Республики Беларусь от 7 октября 2022 г. № 603 «О порядке функционирования объединений по интересам».

Методические указания устанавливают общие требования к программам объединений по интересам, индивидуальным программам дополнительного образования детей и молодежи, в том числе к их структуре, содержанию, срокам реализации, оформлению, порядку разработки и применению.

Действие методических указаний распространяется на учреждения, которые реализуют или могут реализовать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи: учреждения дополнительного образования детей и молодежи, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения образования, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – учреждения образования).

Программа объединения по интересам определяет цели и задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время на изучение образовательных областей и тем, виды занятий, формы и методы обучения и воспитания.

Программа объединения по интересам с очной, заочной и дистанционной формами получения дополнительного образования,  базовым и повышенным уровнями изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины (далее – программа объединения по интересам), индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи разрабатывается учреждениями образования на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи соответствующего профиля, которая включает в себя образовательные области и направления деятельности.

Профиль и образовательная область программы объединения по интересам определяется исходя из содержания учебного материала.

Разработчик программы объединения по интересам определяет форму получения дополнительного образования детей и молодежи: очную, заочную или дистанционную, а также уровень, в соответствии с котором будет осуществляться изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин: базовый или повышенный.

С учетом актуальных тенденций развития системы образования, согласно социальному заказу и в связи с открытием деятельности новых, востребованных объединений по интересам перечень направлений деятельности, представленный в типовых программах дополнительного образования детей и молодежи, может быть дополнен в рамках заявленных образовательных областей соответствующих профилей (например, художественный профиль, образовательная область «Декоративно-прикладное творчество» включает направления: лепка; керамика; скульптура; роспись; бумагопластика (оригами), вытинанка; вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; экранное искусство; анимация; театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит; детское ручное ткачество и иные направления декоративно-прикладного творчества).

Так, например, типовая программа дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля содержит примерный учебно-тематический план (далее – УТП) и содержание учебного материала образовательной области «Иностранный язык» на примере английского, французского, немецкого языков, разработанных для учащихся дошкольного возраста, которая сегодня активно используется учреждениями образования при разработке программ объединений по интересам. Указанная типовая программа (образовательная область «Иностранный язык») является основой для разработки программ объединений по интересам с базовым и повышенным уровнями изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, индивидуальных программ и для иных возрастных категорий учащихся в зависимости от запроса учащихся.

Перечень учебных предметов, учебных дисциплин дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля в сфере «Мир – общество – человек» может включать такие направления деятельности, как журналистика, лингвистика, литература, обществознание, политология, филология, философия, эстетика, этика, культурология и другие).

Программы объединений по интересам могут иметь интегрированный характер – предполагать интеграцию различных направлений деятельности, образовательных областей, профилей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой цели.

В программе объединения по интересам, разработанной на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи соответствующего профиля, перечень разделов, тем в учебно-тематическом плане и их содержание определяется в соответствии с уровнем и формой получения дополнительного образования детей и молодежи, сроком реализации программы, возрастом учащихся, материально-технической базой объединения по интересам, опытом педагога дополнительного образования.

Программу объединения по интересам могут разрабатывать педагогические работники учреждения образования (далее – разработчики программ), а реализовывать – педагоги дополнительного образования.

Разработанная в учреждении образования программа объединения по интересам утверждается и согласовывается в установленном порядке в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (ст. 235, п.7 и п.9).

В соответствии с локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, разработанная программа объединения по интересам может быть рассмотрена на заседании методического (педагогического) совета или методического объединения, рекомендована для утверждения и согласования в установленном порядке.

Утвержденная и согласованная в учреждении образования программа объединения по интересам может быть реализована не только педагогом дополнительного образования, являющимся ее разработчиком, но и другими педагогами дополнительного образования учреждения образования, в котором она утверждена.

Гриф согласования программы с его учредителем (или местным исполнительным и распорядительным органом) состоит из слова «СОГЛАСОВАНО», наименования должности лица, с которым согласовывается документ, полного наименования организации, собственноручной подписи, ее расшифровки и даты; оформляется на лицевой стороне последнего листа документа в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях.

Процесс переутверждения программ объединений по интересам следует осуществлять согласно срокам, установленным локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Утвержденная и согласованная программа объединения по интересам, в которой не произошли существенные изменения, может быть реализована в учреждении образования и в последующие после ее утверждения учебные годы, если иное не оговорено в локальных нормативных правовых актах учреждения образования.

Программа объединения по интересам, в содержании которой произошли существенные изменения (изменилось название учреждения образования, название объединения по интересам, программа не соответствует указанному профилю и образовательной области, в программе появились новые разделы, темы, изменился срок ее реализации, организационные условия ее реализации или другие изменения), проходит новую процедуру утверждения и согласования.

Программа объединения по интересам, разработанная в учреждении образования до введения в действие постановления Министерства образования Республики Беларусь 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи» (17.02.2024), реализуется без новой процедуры утверждения и согласования до завершения срока ее реализации.

Программа объединения по интересам реализуется только в том учреждении образования, в котором она была разработана, утверждена и согласована. В других учреждениях образования данная программа подлежит отдельному утверждению и согласованию в установленном порядке с обязательной ссылкой на исходную программу и ее разработчика.

Программу объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, реализуют ее разработчики, а также иные педагоги дополнительного образования при условии освоения учащимися соответствующей программы базового уровня. Названия программ базового и повышенного уровня должны быть идентичны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (ст. 229 п. 7) к объединениям по интересам относятся: кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения.

Примеры названия программы объединения по интересам:

программа кружка робототехники или программа кружка «Роботекс»; программа клуба судомоделистов или программа клуба «Юный орнитолог»; программа секции картинга; программа мастерской радиоэлектроники; программа лаборатории беспилотных летательных аппаратов; программа научного общества программистов или программа научного общества учащихся «Юный биолог»; программа студии изобразительного искусства; программа творческой мастерской; программа образцового (народного) ансамбля танца; программа эстрадно-симфонического оркестра и т.д.

При разработке программы объединения по интересам учитывается недельная учебная нагрузка в соответствии с возрастом учащихся, в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, правилами безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Для разновозрастного объединения по интересам недельная учебная нагрузка определяется по возрасту младшего учащегося.

При проведении походов, экскурсий, соревнований в своем населенном пункте, практических занятий на местности возможно изменение недельной нагрузки (в рамках месячной) и увеличение продолжительности занятий. Продолжительность практического занятия объединения по интересам на местности в своем населенном пункте может составлять до 4 часов, однодневных мероприятий (похода, загородной экскурсии, соревнований и др.) – до 8 часов в сутки, двухдневных − до 16 часов, трехдневных – до 24 часов.

Программа объединения по интересам разрабатывается для реализации на протяжении одного или нескольких лет обучения, или на иной срок (краткосрочная). Например, для реализации программы объединения по интересам в каникулярный период может быть разработана программа, рассчитанная на одну учебную неделю либо на определенное количество учебных часов в рамках тематической (профильной) смены.

Обращаем внимание, что в соответствии с актами законодательства учреждения образования могут осуществлять приносящую доходы деятельность посредством реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Осуществление государственными учреждениями образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Учреждениям образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на платной основе, рекомендуется предусмотреть скидки (до 100 %) со стоимости получения дополнительного образования детей и молодежи для следующих категорий:

семей, которые получают государственное пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, назначенное в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;

малообеспеченных семей, которым назначена государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41                                «О государственной адресной социальной помощи»;

членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;

законных представителей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

законных представителей детей, которые являются победителями международных (Гран-при, дипломы I, II, III степени), республиканских (дипломы I степени) образовательных мероприятий, творческих конкурсов и фестивалей, в течение двух лет со дня объявления детей победителями;

законных представителей детей, которые награждены нагрудными знаками «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па падтрымцы таленавітай моладзі» и «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па сацыяльнай падтрымцы здольных навучэнцаў i студэнтаў».

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают дополнительное образование детей и молодежи в учреждениях образования бесплатно.

  1. II. Требования к оформлению программы

объединения по интересам

Текст программы объединения по интересам оформляют, используя гарнитуру шрифта Times New Roman; размер шрифта – не менее 13 пт.; межстрочный интервал – 1,0; поля – левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее       20 мм, нижнее 20 мм; абзацный отступ – 1,25 мм. Выравнивание текста – по ширине. При подготовке таблиц допускается уменьшать размер шрифта текста таблиц до 11 пт. Нумерация страниц – сверху от центра, начиная со второй страницы. Названия разделов, тем программы указываются строчным буквами, шрифт полужирный.

Перечисления в тексте выделяются абзацными отступами.

III. Структура программы объединения по интересам

Программа объединения по интересам имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Общие положения.
  3. Учебно-тематический план (далее – УТП).
  4. Содержание программы.
  5. Ожидаемые результаты освоения программы.
  6. Литература и информационные ресурсы.
  7. Титульный лист

Примеры оформления титульного листа к программе объединения по интересам с базовым, повышенным уровнями изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины; индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи приведены в приложении 1.

  1. Общие положения

В разделе «Общие положения» кратко и аргументированно обосновывается актуальность программы объединения по интересам.

Общие положения раскрывают педагогическую целесообразность, отличительные особенности программы, отражают педагогическую позицию разработчика, идеи и принципы, которые лежат в основе разработки программы, формы подведения итогов реализации программы, а также содержат краткое описание форм и методов обучения и воспитания, которые применяются при реализации программы объединения по интересам, методы диагностики освоения программного материала, используемые педагогические технологии и средства обучения.

В общих положениях указывается, на основе какой типовой программы соответствующего профиля разработана программа объединения по интересам, индивидуальная программа.

В разделе «Общие положения» программы объединения по интересам конкретизируется цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные) освоения программы объединения по интересам; рассматриваются особенности реализации программы объединения по интересам, в зависимости от формы получения дополнительного образования (очной, заочной, дистанционной).

При сроке реализации программы 2 и более лет обучающие задачи определяются для каждого года обучения отдельно, исходя из содержания учебного материала по годам обучения, указываются перед учебно-тематическим планом и формулируются в динамике развития знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности, компетенций. Кроме того, общие обучающие задачи и задачи воспитательного и развивающего характера определяются на весь срок реализации программы.

Информация общих положений должна отражать организационные условия реализации программы (общее количество часов, срок реализации, продолжительность и режим проведения занятий в неделю, возраст учащихся, особенности набора в объединение по интересам, формы организации занятий), материально-техническое, информационно-методическое, кадровое (при необходимости) обеспечение.

В разделе «Общие положения» к программе объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины характеризуется ее углубленный уровень содержания, конкретизируются отличительные особенности по сравнению с программой базового уровня, обосновываются углубления. В соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи рассматриваются формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

В индивидуальной программе дополнительного образования детей и молодежи, разработанной для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащихся, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия, указываются особенности реализации такой программы для каждого учащегося.

Раздел «Общие положения» индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи для одаренных учащихся кратко описываются достижения учащегося и обосновывается необходимость реализации такой программы.

  1. Учебно-тематический план

УТП программы оформляется в виде таблицы и включает названия разделов, тем изучаемой программы; определяет количество учебных часов, соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия[1], в соответствии с формой получения дополнительного образования детей и молодежи.

УТП программы разрабатывается на срок ее реализации и оформляется в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи соответствующего профиля и соответствующей формы получения образования (очной, заочной, дистанционной).

Для программ, реализуемых в течение нескольких лет (и/или предполагающих обучение учащихся разных возрастных групп), УТП разрабатывается отдельно на каждый год обучения (и/или для каждой возрастной группы учащихся в случае разной продолжительности и частоты занятий, учебной нагрузки и содержания учебного материала). Продолжительность учебного года как правило составляет не менее 36 учебных недель, к которым может быть добавлено каникулярное время. В соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (в ред. постановления Совмина от 15.11.2022 № 780, приложение 20) УТП может включать от 36 до 432 учебных часов в год.

УТП программы, в зависимости от цели и задач, может иметь иные наименования разделов (тем), чем в типовой программе дополнительного образования детей и молодежи, при этом в общих положениях следует обосновать расхождения с типовой программой. Также, в общих положениях следует аргументировать иное, чем в типовой программе, процентное соотношение теоретических и практических занятий.

Количество учебных часов зависит от срока реализации программы объединений по интересам, педагогической нагрузки, возрастной категории учащихся, целей и задач программы.

Разделы программы, рассчитанные на более чем 20 учебных часов, разбивают на темы[2].

 

 

 

Очная форма получения образования

№ п/п

Название разделов, тем

Количество учебных часов

Всего

часов

в том числе

теоретических

(от 30 до 40 %)

практических

(от 60 до 70 %)

 

Вводное занятие

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

Заочная форма получения образования (для учащихся 11 лет и старше)

п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Количество учебных часов

теоретических

практических

очных занятий (теоретических и практических)

 

 

 

 

~ 30 %

~ 60 %

~ 10 %

 

Дистанционная форма получения образования

(для учащихся 11 лет и старше)

п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Количество учебных часов

теоретических

практических

контрольных

(практических)

 

 

 

~ 30 %

~ 50 %

~ 20 %

 

Учебно-тематический план программ физкультурно-спортивного профиля

№ п/п

Название разделов, тем

Количество

учебных часов

1.

Теоретическая подготовка

 

1.1

 

 

1.2

 

 

2.

Практическая подготовка

 

2.1

 

 

2.2

 

 

 

Всего

 

УТП может предусматривать часы на:

вводное и итоговое занятия (не нумеруются);

концертную, выставочную, репетиционно-постановочную, экскурсионную, поисково-исследовательскую, спортивно-тренировочную и иную деятельность;

работу по подгруппам (например, при подготовке к участию в районных, городских, республиканских и других мероприятиях и конкурсах);

индивидуальную работу;

пленэрную практику;

выездные практические занятия, походы, экскурсии и другие формы;

мероприятия воспитательного характера;

массовые мероприятия;

соревнования и другие формы.

  1. Содержание программы

Раздел «Содержание программы» включает тезисное описание содержания учебного материала каждого раздела (темы) с разбивкой на теоретические и практические занятия (с указанием конкретных названий тем и форм проведения практических работ).

Содержание разделов (тем) излагается в точной последовательности, соответствующей структуре УТП.

В программе объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины планируются занятия для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

В программах объединений по интересам художественного (образовательные области «Музыкальное творчество», «Хореографическое творчество», «Театральное творчество») и культурно-досугового профилей следует отражать примерный репертуарный список произведений[3] (композиций, спектаклей) с указанием названия произведения композиции, спектакля), авторов произведений, слов и музыки, сценаристов.

 

  1. Ожидаемые результаты освоения программы

Структурный компонент «Ожидаемые результаты освоения программы» отражает конкретную характеристику знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения.

В случаях, когда программа рассчитана на несколько лет обучения (два года и более), ожидаемые результаты прописываются после содержания программы каждого года обучения.

  1. Литература и информационные ресурсы

Раздел «Литература и информационные ресурсы» включает перечень источников, в том числе нормативных правовых документов (Приложение 2), ресурсов удаленного доступа, которые использовались при разработке программы объединения по интересам, индивидуальной программы. При создании списка используемой литературы рекомендовано в первую очередь указывать учебные издания, имеющие гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением образования «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь или «Рекомендовано государственным учреждением образования «Академия образования».

Список литературы и информационных источников оформляется в соответствии с требованиями государственного стандарта библиографического описания в списке источников (приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25 июня 2014 г.           №159 (в редакции приказа Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 08.09.2016 №206) https://vak.gov.by/bibliographicDescription).

Отдельным перечнем следует указывать список литературы, рекомендованный педагогом дополнительного образования для учащихся.

 

Приложение 1

________________________________________________________________________________ полное наименование учредителя (вышестоящего органа)

________________________________________________________________________________ полное наименование учреждения образования (в соответствии с Уставом учреждения)

 

 

 

гриф утверждения[4]

 

 

 

 

 

 

 

или

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель (директор) УО

____________ И. О. Ф. руководителя

        подпись

«______» _____________20__ г. (допускается печатать)

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ руководителя (директора) УО

Дата, регистрационный № документа

 

 

 

 

Программа кружка (клуба, секции, студии, мастерской и т.д.)

«НАЗВАНИЕ»

(………. профиль, базовый уровень изучения образовательной области «………...»)

 

 

Разработчик (-ки):

Ф. И. О. (без сокращений),

должность

Возраст учащихся: ________

Срок реализации: _________

 

 

 

 

 

Населенный пункт, год

Пример оформления последней страницы программы объединения по интересам

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического (педагогического) совета

(или методического объединения)

протокол №______

от «______» _____________ 20__ г. (дата заседания)

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО[5]

 

Должность лица

Полное наименование организации (учредитель УО)

________________________ И. О. Ф. должностного лица

                 подпись

Дата

 

 

 

 

 

 

 

Пример оформления титульного листа программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины

Письмо

Министерства образования

Республики Беларусь

«Об утверждении программы

объединения по интересам»

__________ №_________

  

Программа кружка (клуба, секции, студии, мастерской и т.д.)

«НАЗВАНИЕ[6]»

(………. профиль, повышенный уровень изучения образовательной области «………...»)

 

 

Возраст учащихся: __________

Срок реализации: ___________

 

Пример оформления последней страницы программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины:

 

Разработчик (-ки) программы:

Ф. И. О. (без сокращений),

должность

полное наименование учреждения образования

(в соответствии с Уставом учреждения)

 

 

 

Пример оформления титульного листа индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи:

________________________________________________________________________________ полное наименование учредителя (вышестоящего органа)

________________________________________________________________________________ полное наименование учреждения образования (в соответствии с Уставом учреждения)

 

 

 

 

гриф утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

или

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель (директор) УО

____________ И. О. Ф. руководителя

        подпись

«______» _____________20__ г.

(допускается печатать)

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ руководителя УО

Дата, регистрационный № документа

 

 

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи «НАЗВАНИЕ» (при наличии)

(____________ профиль, образовательная область «__________»)

_________________________________

(Фамилия, Имя учащегося)

 

Разработчик (-ки):

Ф. И. О. (без сокращений),

должность

Для кого реализуется: __________

(одаренный учащийся; учащийся из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащийся, который по уважительной причине не может постоянно или временно посещать занятия)

Возраст учащегося: _______

Срок реализации: _________

 

 

 

Населенный пункт, год

Пример оформления последней страницы индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи:

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического (педагогического) совета

протокол №______

от «______» _____________ 20__ г. (дата заседания)

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Должность лица

Полное наименование организации (учредитель УО)

________________________ И. О. Ф. должностного лица

                 подпись

Дата

 

 

Приложение 2

 

Перечень нормативных правовых документов

в сфере дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : по состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 512 с.
  2. «О правилах проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 11.12.2020, № 301 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 319) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238828. – Дата доступа: 23.02.2024.
  3. «О типовых программах дополнительного образования детей и молодёжи» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 20.10.2023, №325 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p. – Дата доступа: 16.02.2024.
  4. «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования Республики Беларусь, 23.10.2017, № 641 // Информационно-правовая система нормативка.by. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/67829. – Дата доступа: 22.02.2024.
  5. «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27.12.2017, №164 // Академия образования. – Режим доступа: https://akademy.by/files/documents/MD-MSOP/Matematika/Perechen_docum.pdf. – Дата доступа: 26.02.2024.
  6. «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.08.2022, № 227 // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/09/post-MO-RB-227-2022.pdf. – Дата доступа: 26.02.2024.
  7. Образцы оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате [Электронный ресурс] : приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, 25.06.2014, №159 (в ред. приказа Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2016 № 206) // Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. – Режим доступа: https://vak.gov.by/bibliographicDescription. – Дата доступа: 23.02.2024.
  8. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.02.2024.
  9. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780) // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. – Дата доступа: 22.02.2024.

 

[1] Согласно типовой программе дополнительного образования детей и молодежи соответствующего профиля.

[2] За исключением программ дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля.

[3] Примерный репертуарный список может быть отражен после содержания программы или оформляться отдельным приложением.

[4] Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (Глава 4)

[5] Согласование программ объединений по интересам республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи может производиться посредством письма Министерства образования Республики Беларусь

[6] Названия программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения и программы с базовым уровнем изучения образовательной области должны быть идентичными

поделиться в:

Интернет-ресурсы: